Производителей сигарет заставляют всё больше пугать курильщиков. Треть лицевой стороны пачки сигарет в скором времени займет предупреждение о том, что «Курение убивает», а на половине другой стороны будут сообщать о том, каким именно образом убивает. Требования могли быть еще жестче, но табачному лобби удалось их нивелировать.
Курение по требованиям ВОЗ делают все менее приятной привычкой. В субботу начал действовать новый технический регламент на табачную продукцию, который, как объясняют разработчики, устанавливает в России европейские стандарты производства табачной продукции.
Теперь предупреждающие надписи о вредности привычки будут печатать с двух сторон пачки гораздо крупнее.
Ставшее за десятилетия привычным для курильщиков сообщение от Минздрава придется убрать и заменить более решительной надписью: «Курение убивает».
Предупреждение обяжут печатать в черной рамке, которая должна занимать не менее 30% площади лицевой стороны пачки.
На обратной стороне надпись будет еще больше – 50% от площади пачки. Здесь производитель сигарет должен будет указать на различные неприятные последствия пагубного пристрастия. В течение года на пачке будут печать 12 различных предупреждений, вроде: «Курение вызывает инфаркты и инсульты», «Курение – причина рака легких», «Курение может стать причиной медленной и болезненной смерти», «Курение может являться причиной импотенции», «Курение может вызвать бесплодие», «Обратитесь к врачу, чтобы бросить курить».
По действующим сейчас правилам все предупредительные надписи могут занимать всего 4% от площади пачки. Кроме того, в рамках конвенции ВОЗ по борьбе против табака, техрегламент наложил ограничения на содержание вредных веществ в табаке. Так смолы и никотина в сигаретах с фильтром не может быть 10 и 1,0 миллиграмма соответственно (действовавшая норма – 14 и 1,2), в сигаретах без фильтра – 13 и 1,1 (сейчас – 16 и 1,3). Для сигарет без фильтра эта норма вводится вообще через три года, с 26 декабря 2012 года.
Среди прочих новшеств: обязательство предоставлять в Минздравсоцразвития информацию об ингредиентах, используемых в табачных изделиях, сообщать на пачке, на какой именно фабрике выпущены сигареты, а на пачках с «легкими» сигаретами предупреждать, что они не менее вредные, чем другие.
Существенных потерь для отрасли в результате введения новых правил не ожидается. Во-первых, закон предполагает шестимесячный переходный период к новому дизайну. То есть до 26 июня 2010 года производители и импортеры табачных изделий могут продолжать сообщать о вреде курения мелким шрифтом. За это время они успеют подготовить оборудование для печати пачек по новым стандартам. Во-вторых, крупные предупреждающие надписи вряд ли напугают курильщиков настолько, что те массово начнут расставаться со своей привычкой, говорят эксперты. А новые требования к содержанию никотина и смол настолько приемлемы, что многие производители уже выполняют их по собственной воле.
Производители сигарет даже нашли плюсы в новом законе. «Теперь регулировать производство табачных изделий будет один комплексный документ.
Который хоть и содержит более жесткие требования к выпуску и внешнему виду нашей продукции, все же дает компаниям четкие и предсказуемые правила игры на рынке», – цитирует РИА «Новости» директора по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александра Лютого.
«Изначально предполагался более жесткий вариант правил, например печатать на пачках фотографии пораженных органов курильщика, как это делают за рубежом, – объясняет эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. – Параллельно шел процесс по локализации мест курения, предполагалось увеличивать акцизы на табак». Но, по словам эксперта, табачное лобби смогло нивелировать жесткие инициативы. Поэтому итоговый мягкий вариант их не очень напугал, хотя он и может принести некоторое снижение продаж.
Но серьезного снижения можно достичь только за счет увеличения акцизов. Абзалов считает, что государство способно пойти и на этот шаг, но только после того как произойдет восстановление на рынке труда.
С точки зрения защиты прав потребителей эксперты находят новые правила вполне адекватными. «Потребитель должен получить подробные сведения о продукте по законодательству о защите его прав, так что даже с формальной точки зрения эта ситуация назрела», – сказал «Газете.Ru» эксперт общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. Он также отметил, что курильщики – это специфические потребители, «зависимые с точки зрения медицины», поэтому вполне приемлемо применять в их отношении и специфические правила.