Комитет Законодательного собрания Петербурга по законодательству внес на рассмотрение ЗакСа проект изменений в федеральный закон «Об ограничении курения табака» и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Депутаты предлагают запретить курение кальяна в общественных местах, в том числе в кафе, ресторанах и ночных клубах. Нарушение нормы будет караться штрафом в размере от 500 до 1,5 тыс. рублей. Должностным и юридическим лицам придется выложить от 20 тыс. до 30 тыс. рублей и от 100 тыс. до 300 тыс. рублей соответственно.
Как пояснил председатель комитета Виталий Милонов, при использовании кальяна человек вдыхает в 100-200 раз больше дыма, чем при выкуривании сигареты. Любители этого устройства в большей степени подвергаются риску заболевания раком ротовой полости, легких, горла, желудка, мочевого пузыря и пищевода, хронического раздражения губ и рта.
Использование одного мундштука разными курильщиками повышает риск распространения таких инфекционных заболеваний как гепатит, герпес и туберкулез. Кроме того, при курении кальяна используется фольга, которая в процессе нагревания производит канцерогенные алюминиевые пары.
Милонов подчеркнул, что ограничивать использование кальяна начали даже в тех странах, где его курение является частью национальных традиций – например, в Египте, Турции и ОАЭ. Если ЗакС Петербурга одобрит данный законопроект, он поступит на рассмотрение Государственной Думы. Предполагается, что запрет на курение кальяна вступит в силу с 1 января 2012 года.
Между тем, в Городской наркологической больнице Петербурга «БалтИнфо» не смогли подтвердить катастрофическую вредоносность кальяна. «Курильщики к нам очень редко обращаются», – сказал заместитель главного врача Виктор Григорьев.
Петербургские предприниматели, судя по всему, не будут сильно возражать против инициативы земляков-депутатов. Председатель межрегионального профсоюза работников малого и среднего бизнеса «Наше право» Сергей Веснов считает, что запрет на курение кальяна не сильно скажется на благосостоянии заведений общепита.
«Кальян – это специфическая забава. Сейчас ей все больше женщины увлекаются, – отметил он. – У владельцев кафе и баров доход дифференцируется, и кальян в нем – отнюдь не главная строка. Но, думаю, любители все равно захотят пользоваться кальяном. Возможно, появятся какие-то закрытые клубы, кафе, где можно будет его тайно курить».
Отметим, что это уже не первое ограничение курения кальяна. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко своими постановлениями уже запретил продажу ряда курительных смесей для этого устройства под тем предлогом, что они содержат наркотические вещества.
Петербургские депутаты ранее уже отметились в борьбе с курением. В весеннюю сессию был одобрен законопроект фракции ЛДПР, который приводит российское законодательство в соответствие с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, подписанной РФ еще в 2007 году. Либерал-демократы предложили внести изменения в три федеральных закона: «Об ограничении курения табака», «О рекламе» и в КоАП РФ. В первом из них, по мнению депутатов, следует расширить понятие табачных изделий, включив в него не только предназначенные для «курения, жевания или нюханья», но и те, что следует сосать. Сам документ при этом должен быть переименован в закон «Об ограничении потребления табачных изделий».
Авторы документа предложили обязать производителей указывать на пачках сигарет содержание не только смол и никотина, но и угарного газа, полностью запретить рекламу табачных изделий, а также бесплатную раздачу сигарет и продажу их поштучно или с использованием автоматов.
Однако Госдума данный проект до сих пор не рассмотрела. Как утверждает куратор фракции ЛДПР, зампред комитета по законодательству в ЗакСе Петербурга Елена Бабич, в здании на Охотном Ряду скопилось уже более 20-ти законодательных инициатив о борьбе с курением. Три из них поступили в Госдуму от петербургских депутатов (два разработаны фракцией ЛДПР, еще один – бывшим председателем комитета ЗакСа по законодательству, а ныне замминистра юстиции РФ Виктором Евтуховым).
Ни один из них не рассматривался с 2008 года. «Можно только догадываться, что это результат работы сильного табачного лобби», - отметила парламентарий.
Антон Арсеньев